(6)

Проголосовать

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Федерального агентства научных организаций и его должностных лиц

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

Порядок оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в судах

Порядок оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 названного Кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. При этом частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Такое административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьёй 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и дополнительно содержать данные о наименовании органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, наименовании, номере, дате принятия оспариваемого нормативного правового акта, источнике и дате его опубликования, сведения о его применении к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части, требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии со статьёй 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации.

Статьёй 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определены последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части. Так, в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Кроме этого, в случае такого признания не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают. При этом решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти и государственных служащих в судах общей юрисдикции

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти и государственных служащих в судах общей юрисдикции установлен главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений

и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов (статья 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление к органу государственной власти подается в суд по месту его нахождения, а к государственному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности. Однако в случае, если место нахождения органа государственной власти не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия или на которой исполняет свои обязанности государственный служащий, административное исковое заявление подаётся в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности государственный служащий (статья 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьёй 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и дополнительно содержать данные об органе, лице, наделённом государственными или иными публичными полномочиями и принявшем оспариваемое решение либо совершившем оспариваемое действие (бездействие); о наименовании, номере, дате принятия оспариваемого решения, дате и месте совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чём заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются; сведения о ранее поданных жалобах по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата её подачи, результат её рассмотрения. Кроме этого указывается требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны: устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц в арбитражных судах

Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, полагающие что их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены ненормативным правовым актом, решением и действиями (бездействием) государственного органа или должностного лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании таких актов, решений, действий (бездействия) (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретённый в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными федеральными законами, с участием: Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьёй 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и дополнительно содержать наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие), название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий, права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие), и само требование заявителя (статья 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Дата публикации: 10.03.2016 16:53
Дата последнего изменения: 10.03.2016 16:53

Проголосовать